+7 (4722)34-56-76
Пн-пт, с 8:00 до 16:00
г. Белгород, МБОУ СОШ № 125, ул Шоссейная, 15
Статьи для учителя начальных классов
учитель начальных классов

Учителю превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

На моем сайте Вы можете следить за новостями школы и класса, наблюдать за успехами Ваших детей, получать полезную информацию и различные рекомендации для всестороннего развития ребенка. 

Статьи для учителя начальных классов

 В концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан  как приоритетные ценности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение обучающихся.
Цель воспитания – создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Одними  из задач воспитания являются:
•    Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.
•    Формирование личностно и профессионально значимых качеств,  необходимых для  жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.
Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в начальных классах.
Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
Этапы развития коллектива:
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
                                            Самоуправление в коллективе
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
        Начальные   классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
          Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
             Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
            С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
            В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
          Во втором полугодии делим класс на  микрогруппы. Это могут быть домики, звёздочки и просто группы. Даём нашему коллективу общее название - Город.   И живут в этом Городе дружные звёздочки, домики. Сначала мы выбрали голосованием Акима нашего города, т.е. командира. Ребята узнали, кого  в классе уважают и любят больше других.
- А теперь мы разделимся на звёздочки.
            - Давайте обсудим, каким должен быть  командир звёздочки.
            - Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!
            - А кто из класса обладает такими качествами?
Решаем сформировать пять звёздочек. А названные ребята - наши командиры звёздочек.
            Затем каждый командир выбирает друга. И вот в звёздочке уже по два человека. Теперь каждого нового будут выбирать вместе, совещаясь.
            Звёздочки сформированы. Все садятся по своим  микрогруппам.
            - А теперь посмотрите на наш класс. Какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким?
            - Убирать, подметать, вытирать пыль.
            Решаем, что удобнее это делать всей звёздочкой. Я рассказываю, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом предлагаю названия поручений на листочках, а командиры выбирают. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая звёздочка  через неделю будет выполнять новое поручение.
Для развития самоуправления, кроме дежурства, хорошо использовать экологические десанты. В классе распределяются поручения, назначаются ответственные. Участки  распределяется по звёздочкам. После выполнения работы командир оценивает деятельность всех ребят. Хорошо, если при этом будет использоваться такая форма работы, как соревнование между звёздочками.
На уроках можно также давать задания по звёздочкам. Например, инсценирование эпизода, выполнение проекта или другое творческое задание.
     Во 2 классе Аким  города «Звёздный» - Курманов Айбек.
Командиры звёздочек выбираются на четверть.
Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе уважают.
Уровень развития класса как коллектива средний.
Задачи дальнейшего развития коллектива:
продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).
Содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня  самопознания, самореализации, самовыражения.
Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.
В течение четверти проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая звёздочка. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.
Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по звёздочкам.
В конце четверти проводится рейтинг, как индивидуальный, так и каждой звёздочки.
На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.  Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали:
            - помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
            - поздравление учащихся класса с днём рождения;
            - посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
            - сезонные экскурсии в парк;
            - праздники;
            - написание «тёплых писем» друг другу;
            - генеральная уборка класса;
            - поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников.
            Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное -  у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.
 Обязательно поздравляем на блоге каждого ребёнка, достигшего победы во внеклассной деятельности и учитываем это в рейтинге (Примеры на блоге: http://panasyuksf.moy.su/blog/).
             Предлагаю вашему вниманию несколько примеров организации самоуправления в начальных классах (размещённых на сайтах).
В  зависимости от выполняемого поручения даются названия командам: «Друзья Золушки», «Друзья Знайки», «Друзья Бременских музыкантов», «Друзья Ильи Муромца», «Друзья Дяди Стёпы-милиционера». У каждой группы свои задачи: «Друзья Знайки» следят за подготовкой  к  уроку и помогают учителю в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование среди одноклассников, каждое утро готовят новости  и отвечают за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят по утрам зарядку, физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены и на прогулке; «Друзья Дяди Стёпы - милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.
            Перемена коротка, нужно успеть и отдохнуть, и выполнить часть поручения.
Большая работа у «Друзей Знайки». Они делятся на три группы (по количеству рядов), и каждая группа следит за выполнением правил подготовки к уроку в своём ряду. «Друзья Бременских музыкантов» организуют для желающих игры.
            В конце каждой недели подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Команда, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось, и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.
            Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе:
 ЗАКОН  ДОБРОТЫ
Доброта - это сила.
Не бойся быть сильным.
Дари людям добро.
ЗАКОН  ЛЮБВИ
Люби своих родителей,
друзей и всё то,
что тебя окружает.
 ЗАКОН  ТРУДОЛЮБИЯ
Труд сделал из обезьяны   человека.
            Трудись, чтобы не    вернуться назад!
ЗАКОН  ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
 ЗАКОН  УВАЖЕНИЯ
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
 ЗАКОН  ДРУЖБЫ
   В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.
Тогда на помощь приходит друг.
 ЗАКОН  ХРАБРОСТИ
    Будь храбрым и не бойся препятствий.
 ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ
            Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь.
               ПОМОГИ!!!
            В классном уголке находится стенд «Волшебное зеркало». На нём находятся фотографии учеников класса, к каждой фотографии прикреплён красивый кармашек. Каждый ученик украшает кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек учитель и одноклассники кладут свои пожелания, просьбы и вопросы ученикам. Сам ученик тоже иногда кладёт в свой кармашек вопрос учителю, который он не может задать вслух. Такая форма работы позволяет учить детей смотреть на себя глазами других ребят и делает их ответственнее и увереннее.
            На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе.  Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали:
            - помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
            - поздравление учащихся класса с днём рождения;
            -посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
            -сезонные экскурсии в парк;
            -праздники;
            -написание «тёплых писем» друг другу;
            - генеральная уборка класса;
            - поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников.
            Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное -  у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.

Самоуправление
ГОРОД  РАДОСТИ
Губернатор города - Филимонов Алексей
Друзья Знайки (учебный сектор)
Друзья Золушки (санитарный сектор)    
Друзья Ильи Муромца (спортивный сектор)
Друзья Дяди Стёпы-милиционера (сектор правопорядка)
Друзья Бременских музыкантов (культурно-информационный сектор)

Опыт организации ученического самоуправления в начальной школе
Хаптасова Надежда Егоровна, учитель начальных классов
Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления в 4 классе.
4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
В 3-м классе ознакомившись с профессиями, дети сами придумали название сообщество класса "корпорация”.
Начали обсуждать слово "корпорация”, кто-то даже принес толковый словарь. И вот, наш ответ: "корпорация” - объединение, общество. Все вместе составили рабочую структуру "корпорации”. Основная цель корпорации –ознакомление с разными профессиями. Тут детям предлагалась игровая ситуация : "кем ты хочешь быть в корпорации?” Для того чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников корпорации было наглядно представлено. Прошли выборы,  и ребятам удалось легко сделать выбор.
Рабочая структура работников корпорации " Ш – РОСТ – 4 "д” "
Генеральный директор корпорации
 Фирма  Альфа    Фирма  Бэта     Фирма  Гамма
Директор    Директор    Директор
Каждая фирма имеет своих специалистов:
Менеджер Банкир Юрист  Журналист Библиотекарь Специалист по спорту  
Специалист по культуре Хозяйственный персонал Медицинский персонал
Функциональные обязанности
•    Генеральный директор – координирует и контролирует работы фирм.
•    Директор фирмы – организует и контролирует работу фирмы, создаёт условие для эффективной работы подчиненных.
•    Менеджер – несет ответственность за качество выполнения учебной деятельности и проверяет дневники.
•    Банкир – несёт ответственность за финансовое состояние фирмы.
•    Журналист – отвечает за своевременное издание и выпуск газеты.
•    Библиотекарь – собирает и хранит книги, журналы, газеты и выдает их читателям.
•    Специалист по спорту – проводит утреннюю зарядку, руководит и организует спортивные мероприятия.
•    Специалист по культуре – организует культурно-массовые игры, праздники.
•    Хозяйственный персонал – несет ответственность за чистоту и порядок в классе, ухаживают за цветами.
•    Медицинский персонал – отвечает за здоровье работников, уход за ними.
"Ш – РОСТ – 4д” (школа Рост), целью которой является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании , самоопределении, самореализации. Особенности функционирования нашей системы:
•    Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
•    Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
•    Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
•    Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Собрания "Корпорации” по планированию проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:
1.    Информацию о событиях в классе за неделю (3-5 мин.)
2.    Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в группах 4-5 чел.)
3.    Обсуждение (5 мин.)
4.    Выбор ответственных (3-5 мин.)
5.    Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.)
6.    Рефлексия (3 мн.)
7.    Тренинг (3-5 мин.)
Структура итогового собрания:
1. Информация о событиях в "Корпорации” за неделю.
2. Анализ деятельности фирмы.
Информация о наиболее интересном и важном.
3. Рефлексия
•    Что понравилось, почему?
•    Что не понравилось, почему?
•    Что нам мешает и как это препятствие устранить?
4. Проекты работы
•    Что? Где? С кем?
Из отзыва ученика класса:
Каждая «фирма»  имеет своего директора, менеджера, банкира, медика, юриста, библиотекаря, журналистов, спортивных и хозяйственных специалистов. Директор фирмы руководит и координирует работу специалистов. Ему помогают менеджеры, в обязанности которых входит организация работы внутри фирмы, контролируют дисциплину и работу дежурных. Банкиры эффективно распределяют деньги корпорации на организацию праздников, спортивных мероприятий. Библиотекари тесно работают с каждым членом фирмы, следят за новинками. Журналисты каждую среду и по праздникам выпускают газеты фирм. В газетах пишут успехи, результаты фирм, а также обсуждают материалы детской газеты "Кэскил”. Юристы обучают специалистов как правильно вести себя в общественных местах, правила поведения в школе, учат законы "Права детей”. Медики наблюдают за чистотой школьной одежды, за здоровьем специалистов, читают лекции про различные заболевания, пропагандируют ЗОЖ. Менеджеры хозяйственной части отвечают за хорошее состояние классной мебели. В конце каждой четверти Надежда Егоровна, учитывая успехи в учебе и дисциплине, выполнение обязанностей составляет рейтинг корпорации. Лучшие фирмы из фонда корпорации награждаются премиями.
Работа в виде корпорации всем нам очень нравится.
Какую пользу от неё получаем?
1.    Каждый ученик получает понятия разных профессий.
2.    Каждый ученик учится быть самостоятельным.
3.    Каждый ученик познает самого себя, учится самоанализу и исследовательской работе.
4.    Каждый ученик учится быть работоспособным
5.    Коллектив учится стать сплоченным, ответственным.
Статью про нашу корпорацию и её работе напечатали в республиканской газете "Кэскил”, на первой же полосе, которая нас очень обрадовала и которая окрылила нас на дальнейшие успехи в нашей работе – учебе, воспитании, быть достойными, успешными людьми.
Учитель:
Работая с коллективом по этой системе,  я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяли отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
Практические приемы самоуправление в начальных классах
Исходя из того, что в основе организации ученического самоуправления в начальных классах, должна лежать игровая деятельность, я предлагаю организовать самоуправление в форме «Класса волшебников».
Староста – Главный магистр волшебников.
Выделить службы по видам деятельности и назвать следующим образом:
- Повелители знаний (познавательная деятельность);
- Повелители силы (спортивная деятельность);
- Повелители четырех стихий: воздуха, воды, земли, огня (трудовая деятельность, важной функцией которой является и энергосбережение);
- Повелители радости и веселья (культурно-массовая деятельность);
- Повелители доброты и милосердия (социальная деятельность).
Актив класса – это помощники Главного магистра.
Классное собрание – Совет волшебников.
          Но нельзя прийти в класс и сказать детям: «С сегодняшнего дня мы с вами открываем класс волшебников, и вы сами будете управлять жизнью в классе». Необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:
- собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;
- планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;
- проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;
- проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.
Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Источники:
http://pedsovet.su/load/196-1-0-7695
http://lady-lyavina.narod2.ru/portfolio/samoupravlenie/
http://festival.1september.ru/articles/505401/
http://festival.1september.ru/articles/517587/

         Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
       Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей активизации учебной деятельности у младших школьников – одна из задач, которую призваны решать многие педагоги, методисты, учителя.
         Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?
            Высказывание академика Семёнова А.П. "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
     В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся "работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
       Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
    Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
    Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
 • усилить образовательные эффекты;
 • повысить качество усвоения материала;
 • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
 • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
 • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
       Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
     Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
     Преимущества для учащихся:
 • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
 • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
 • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
 • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
 • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
      При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
 • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
 • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
 • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
    Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
  ИКТ  помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
 Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
 Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
 • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
 • использование групповых форм работы;
 • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
 • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
 • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
 • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
 • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
 • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
 • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
 • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
 • демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
 • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
 • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.
     Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИКТ  улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
     Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
      К результативности данного опыта можно отнести:
 • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
 • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
 • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
 • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
 • Рост качества знаний.
       Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
     Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов интерактивными досками.

Литература:
 1)Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
 2)Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
3)Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии/ М.сентябрь,1996-112с.
4)Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998

 Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
   Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.
Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.
 В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением?
Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.
Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков.
Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.
В основе организации объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть открытия или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отображения действительности».
Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в следующем.
При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение новых теорем, правил, законов и так далее. Здесь доминирует информационное изложение  учебного материала учителем и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций.
Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивает новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим.
Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.
Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в  зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.
Проблемное обучение — система методов и средство обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы .
«Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Для этого необходимо действие двух факторов:
   1. Возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
   2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.
       Система проблемного обучения включает в себя два этапа обучения:
    информационные, не требующие творческой активности личности,
    тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения
Различают три формы проблемного обучения:
     проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее;
     совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
       творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.
Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя   в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация   проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
    - возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения  предположений и обоснование гипотезы,        - доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа .
«Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
Правила создания проблемных ситуаций.
1.    Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2.    Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3.    Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4.    Проблемными заданиями могут быть:
1)    усвоение;
2)    формулировка вопроса;
3)    практические задания.
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.
5.    Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6.    Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.
     Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
1)    Учитель сам ставит и решает проблему;
2)    Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3)    Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4)    Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
На основе лингвистического определения: проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие «проблема» отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении.
Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Основные функции учебной проблемы:
1)    Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2)    Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1.    Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2.    Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
3.    Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4.    Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
         В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
    Итак,  проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
      Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения можно использовать на уроках следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности. Они играют важную роль в приобретении знаний учащимися.
Литература
1.    Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
2.    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
3.    Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.
4.    Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку - М., 1978.
5.    Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по¬вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.
6.    Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. - М., 1963.
7.    Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.
8.    Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966.
9.    Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.
10.    Дорно И. В. Проблемное обучение в школе - М., 1972.
11.    Кадян Г. Б. Проблемные ситуации в обучении - М. , 1963.
12.    Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как основе умственного развития - М., 1966.

 Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач любого человека сегодня – уметь ставить цель перед собой, определять задачи и средства, с помощью которых можно достичь поставленную цель. А задача учителя – ещё научить этому детей.

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает учителям метод проектов.

Технология проектирования – это одно из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:

  • Развитие интереса к предмету;
  • Приобретение исследовательского опыта;
  • Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • Получение дополнительных знаний по теме;
  • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Виды проектов:

  • Мотивационный
  • Планирующий
  • Информационно-операционный
  • Рефлексно-оценочный

Организация мини-проектов на уроках русского языка

Мне в моей работе помогают мини-проекты, они могут быть как персональными, так и групповыми.

Хочу поделиться своим опытом использования мини-проектов на уроках русского языка в начальных классах.

Актуальность: в рамках анализа результативности учащихся я выявила проблему низкого уровня запоминания теоретического материала по русскому языку, а именно: запоминать правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала.

Основная цель: повысить эффективность уроков русского языка.

Задачи:

  • Ознакомить ребят с методикой мини-проектов;
  • Организовать работу с классом по разделам русского языка;
  • Развивать творческие способности обучающихся с помощью мини-проектов;
  • Научить ставить цель, подбирать способы запоминания;
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
  • Определять необходимый временной срок собственного запоминания;
  • Через работу над проектом освоить алгоритм самостоятельной работы;
  • Развивать коммуникативные качества, такие как

Ожидаемый результат: способствует повышению навыков самостоятельной работы

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

«Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Считаю важным фактором совместную работу с родителями. Для этого провожу родительские собрания, консультации, на которых знакомлю родителей с особенностями проектной деятельности и их роли в подготовке. Совместная работа помогает сблизиться, установить доверительные отношения, осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребёнка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя-ребёнка-родителя.

При внедрении метода проекта на своих уроках я использую следующие технологии:

  • игровые технологии
  • технология групповой деятельности
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технология проблемного обучения

Результативность опыта:

Результатом своей деятельности считаю:

  • положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, участие в проектной деятельности;
  • рост интереса и мотивации обучающихся к предмету «Русский язык», усвоение программного материала;
  • повышение самостоятельности выполнения работы;
  • способность обучающихся к самоанализу;
  • сформированность практических навыков.

В первом классе свою работу я начала с небольших проектов на уроках по обучению грамоте: дети готовили алфавит в картинках «Зоологический алфавит, фруктовый, алфавит игрушек и т.д. Дети готовили мини-книжки: «Звуки», «Загадки о буквах», рисунки.

Во втором – третьем классе продолжила работу по разделу «Фонетика и графика». Творческими продуктами стали: «Письмо другу в картинках», конкурсы «Фонетическая эстафета», «Самые умные». Для запоминания частей речи на уроках русского языка использовала интеллектуальные тренинги, морфологические задачки, написание сказок-загадок «Жизнь сказочного героя», с использованием интересных глаголов, составление кроссворда «Число имен существительных», интеллектуальный тренинг, посвященный имени прилагательному («подбери прилагательное к фразеологизму», продолжи ряд эпитетов и т.д.), работа в группах по теме «Служебные части речи».

По теме «Разделительный ь и ъ знаки» дети создали мини – проекты «Доброта мягкого знака», «Суровость твердого знака». На уроках использовала орфографические задачки, организовала работу в группах по объяснению пословиц по теме и т.д.

Интересной темой для исследования стала работа со словами из словаря. Дети подготовили картотеку словарных слов, выбрали понравившееся слово, нашли о нем информацию из толкового словаря, подобрали стихи, загадки с этим словом, оформили свои работы, иллюстрируя картинками-ассоциациями, например – облАко плАчет, траМвай, шоССе, рАкета, вОкзал и т.д. Целью данного проекта стало: запоминание написания словарных слов, повышение уровня своих знаний о словарных словах русского языка, обогащение словарного запаса.

В третьем классе для запоминания падежей изготовили плакаты, схемы, памятки, провели тренинги по составу слова, а также викторины «Что могут приставки», «Найди лишнее слово», «Суффиксы». Для запоминания видов предложений детям был предложен проект «Королевство предложений». Дети собирали информацию о предложениях, придумывали способ запоминания членов предложения, составляли алгоритм синтаксического разбора предложения, рассказы «Что я знаю о простом и сложном предложении»

Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма.

Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями, осуществляется преемственность.

В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.