+7 (4722)34-56-76
Пн-пт, с 8:00 до 16:00
г. Белгород, МБОУ СОШ № 125, ул Шоссейная, 15
Список сообщений по тегам
учитель начальных классов

Учителю превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

На моем сайте Вы можете следить за новостями школы и класса, наблюдать за успехами Ваших детей, получать полезную информацию и различные рекомендации для всестороннего развития ребенка. 

Список сообщений по тегам

 Родители, чьи дети вот-вот пойдут в школу задумываются: "Как же его подготовить к изменяющимся условиям?" Эта статья поможет вам развеять своим страхи и опасения, а так же поможет с орагнизацией новой жизни ребенка. 

 

Как подготовить ребенка к школе?

Е.А. МАКСИМОВА,

педагог-психолог, МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова», г. Троицк, Москва

Используя знания об особенностях развития ребенка дошкольного возраста, можно без особого туда подготовить его к следующему этапу развития – обучению в школе.

Из каких компонентов состоит готовность ребенка к школе?

Я по этой проблеме разделяю взгляды известного специалиста в этой области доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович. Она считает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Рассмотрим пример из практики. Однажды ко мне обратился молодой папа с жалобой на то, что пятилетний сын не хочет «готовиться к школе». Мальчик не желает выполнять домашнее задание, которое задают в детском саду, отказывается заниматься с репетитором. Пообщавшись с ребенком, я поняла, что у него сформировалось негативное отношение к школе, хотя, как вы понимаете, мальчик не учился в ней ни дня.

Совсем не обязательно выполнять какие-то специальные упражнения для подготовки ребенка к обучению в школе. Достаточно просто поддерживать познавательный интерес ребенка, быть внимательным к ребенку и в частности к его вопросам, не навязывать то, что ему неинтересно и, исходя из возрастных особенностей, не может быть интересным.

У меня был опыт работы в детском саду, где я имела возможность наблюдать, как проходят занятия с детьми дошкольного возраста. Поразило занятие по математике в подготовительной группе. Дети в течение 30 минут заполняли тетради на печатной основе. Надо было видеть с каким нежеланием они «готовились к школе», это было, на мой взгляд, насилие над детской психикой.

К сожалению, многими родителями, а иногда и специалистами, дошкольная жизнь ребенка воспринимается как этап перед чем-то важным. И вся жизнь ребенка превращается в подготовку к этому важному. Практика показывает, что сейчас очень рано уходит из детской жизни игра, при этом взрослые лишают ребенка не только детства, но и возможности действительно подготовиться к следующему жизненному этапу.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение, которое является одним из компонентов готовности к школе, рождается в ролевой игре. «Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» («Психология игры», 1978).

На самом деле, как правило, все компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем, что для ребенка может быть более естественным, чем игра? Я не встречала ребенка, который бы не любил рисовать, лепить, конструировать, вырезать, клеить. Если ребенку много читают, то ему обязательно захочется научиться читать самому, тут главное не упустить момент.

Если у ребенка было счастливое дошкольное детство, если он много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу обучения в школе у него наверняка будут сформированы все компоненты психологической готовности к школе. И неважно, умеет ли ваш ребенок читать и писать. Главное, чтобы у него было желание всему этому научиться.